Разные люди, разные таланты
Каждый из нас обладает определенным набором характеристик, который в итоге можно с уверенностью назвать уникальным. Все мы индивидуальны и при ближайшем рассмотрении совершенно не похожи друг на друга. Соответственно, у каждого человека свои собственные особенности психики, свой характер, своя специфика проявления эмоций и реагирования на те или иные события. Вследствие существования указанных различий между всеми людьми, предрасположенность к тому или иному занятию, к тому или иному виду деятельности у каждого своя. Кому-то из нас нравится одно, а кому-то – совершенно другое. Кто-то может быть терпимым, кто-то резко нетерпим к тому, что ему не нравится, и весьма жестко огранивает круг допустимых для себя форм активности.
В реальной жизни достаточно четко людские различия проявляются в плане профориентации и выбора для себя основного занятия по заработку денег, а также занятия для души, то есть хобби. Если хобби – это наглядная иллюстрация характера человека и всех его индивидуальных особенностей, то профессия – это с одной стороны, личный выбор человека на основании своих склонностей, а с другой стороны, — это может быть и вынужденный ход, прогнозируемый результат поведения в определенной ситуации.
В психологии труда существует немало форм и способов превентивного анализа способностей и склонностей человека, которые могут в конечном итоге толкнуть его к выбору той или иной профессии. Существуют также специальные методики, позволяющие протестировать любого отдельно взятого человека на предмет потенциальной предрасположенности к данной профессии.
В нашей стране уже много лет традиционно практикуется так называемое профессиональное ориентирование или профориентация школьников, обучающихся в выпускных классах учебных заведений общего образования, а также выпускников высших учебных заведений. Это делается для облегчения самим учащимся выбора своего жизненного пути в соответствии со своими способностями. Кроме того, это также позволяет заранее определить процентное соотношение будущих студентов и молодых специалистов тех или иных профессий.
Современные методики оценки профпригодности уже трудоустроенных и будущих сотрудников направлены на определение кадрового потенциала, на правильную расстановку работников, а также на выявление приоритетов при приеме новых сотрудников. В таких случаях используются комплексные методики, которые объединяют в себе как вышеупомянутые психологические подходы, так и конкретно-статистические количественные методики, субъективную оценку и многое другое. Во многих организациях кадровые службы разрабатывают свои собственные уникальные методики, а в высших учебных заведениях чаще используется определенный набор типовых процедур (проверка документации, собеседование, конкурсный отбор в виде тестирования или же устного экзамена и т.д.). Заметим, что оцениваться может формальная сторона вопроса, комплекс знаний, умений и опыта, а также совокупность врожденных и приобретенных личностных характеристик человека.
В отношении профпригодности выделяется общая и специальная ее составляющие. Общая профпригодность предстает как принципиальная способность, а точнее возможность человека работать, заниматься профессиональной деятельностью. Специфическая профпригодность, как можно догадаться, касается конкретных видов деятельности, в особенности тех, которые требуют специфических и вполне конкретных умений.
Общую профпригодность можно оценить с помощью обычной беседы и знакомства с документами. Например, многое могут сказать медицинские справки. В частности, медсправка о профпригодности (медицинская форма 086/у) существует как раз исключительно для подтверждения способности человека заниматься профессиональный трудом. Медицинская форма 086/у всегда требуется при поступлении на учебу, а при устройстве на работу медсправка о профпригодности используется как раз в случаях, когда речь идет о специфической деятельности. Кроме того, обращаем внимание, что медсправка о профпригодности как медицинская форма 086/у может заменяться на другие медицинские справки, отражающие потенциальную способность организма человека выдерживать трудовые нагрузки.
Помочь в процессе оценки профессиональных навыков человека могут также документы об его образовании, документы, раскрывающие его опыт работы, учебную деятельность, сертификаты и гранты, а также многое другое.
Субъективная и тестовая оценка профессиональных способностей чрезвычайно вариативна и зависит от того, какой подход выберет организатор этой оценки, то есть работодатель или руководство высшего учебного заведения. В некоторых случаях очень удачными могут оказаться вопросы-ситуации, которые отходят от сухости тестирования, воспроизводя рабочую ситуацию и выявляют специфику подхода того или иного сотрудника в ней.
В целом можно утверждать, что подбор форм и способов оценивания качеств человека как настоящего или же будущего профессионала зависит от того, какие планируется получить результаты (общие, конкретные, точные, примерные и т.д.), а также от того, как эти результаты предполагается использовать в дальнейшем. Однако же никогда нельзя говорить, что первичная проверка отразит всю сущность человека. Не исключено, что в работе он продемонстрирует некие новые качества или же приобретет таковые качества за счет быстрой обучаемости.
Планета Богов. Все Люди Разные. Почему?